МБОУ "Лицей № 3"
г. Братск
  • Информационная безопасность

    Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и  развитие, то есть о пропаганде различной направленности.

    Интернет предоставляет детям множество возможностей, но он также представляет для них определенные опасности. Они могут столкнуться с контентом неподходящим для их возраста, стать жертвами кибербуллинга или быть подвержены риску контактов с незнакомцами.

    Если Вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам безопасного использования Интернета или если Ваш ребенок уже столкнулся с рисками в Сети, обратитесь на линию помощи — Дети России онлайн по телефону: 8 800 25 000 15 (звонок по России бесплатный)

    Нормативные акты

    Детские безопасные сайты

    Родителям

    Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?

    • Кибербуллинг — это форма психологического насилия и издевательств, которая происходит онлайн. Он может включать в себя отправку угрожающих сообщений, распространение компрометирующих фотографий или видео, публичное оскорбление и преследование.
    • Откровенный контент является одной из основных опасностей для детей в интернете. Этот тип контента включает в себя сексуально откровенные изображения, видео и тексты, которые могут негативно влиять на детскую психику и вызывать различные проблемы.
    • В интернете существует множество опасностей, среди которых вирусы и вредоносное программное обеспечение (ПО) являются одними из главных угроз. Вирусы и вредоносное ПО могут причинить серьезный ущерб вашему компьютеру и личной информации.
    • Желание поделиться личной информацией. Личная информация — это данные, которые могут использоваться для идентификации или связи с вами, такие как ваше полное имя, дата рождения, адрес проживания, номер телефона или электронная почта. Поделиться этими данными может быть привлекательно, но это может привести к серьезным последствиям.

    • Онлайн-мошенничество – серьезная опасность, с которой сталкиваются многие пользователи интернета, особенно дети. Мошенники, используя различные хитрости и обманные приемы, стремятся получить личные данные, деньги или нанести вред своим жертвам.

    • Зависимость от интернета, известная также как интернет-зависимость или компьютерная зависимость, является распространенной проблемой среди людей, особенно среди молодежи. Она характеризуется непреодолимым желанием проводить большую часть времени в виртуальном мире и становится причиной значительных проблем в жизни человека.

    • Кража личности — это одна из самых серьезных опасностей, с которой могут столкнуться дети в интернете. Под кражей личности понимается незаконное использование чужих персональных данных с целью получения выгоды или причинения вреда.

    • Социальные сети безусловно принесли с собой много положительного: возможность общения с друзьями и родственниками на расстоянии, доступ к информации и развлечениям, создание и поддержание онлайн-сообществ. Однако, несмотря на все плюсы, социальные сети также имеют свои негативные стороны и могут оказывать влияние на детей и подростков, которые используют их без должной осторожности.

    • Сексуальные домогательства в Интернете представляют серьезную угрозу для детей. Это преступные действия, которые могут включать в себя нежелательные сообщения, фотографии или видео сексуального характера, вымогательство изображений и другие формы сексуального насилия.

    • Онлайн-игры — это веселый и увлекательный способ провести время, но они также могут представлять определенные риски, особенно для детей. Один из таких рисков — это риск затягивания. Когда речь идет об онлайн-играх, затягивание может сопровождаться не только эмоциональной зависимостью, но и потерей контроля над временем, которое ребенок проводит в игре.

    Советы по безопасности в этом возрасте

    • Стройте открытые и доверительные отношения с ребенком, чтобы ребенок всегда знал, что он может к вам обратиться.
    • Больше времени проводите вместе с ребенком в реальной жизни.
    • Помогайте ребенку развивать уважение к другим, сопереживание, критическое мышление и ответственное поведение.
    • Используйте устройства в хорошо просматриваемом месте в доме, вы всегда сможете видеть с кем ребенок общается в сети.
    • Установите ограничения по времени пользования электронных устройств, особенно в ночное время.
    • Будьте в курсе того, какие приложения, игры и социальные сети использует ребенок. Убедитесь, что они соответствуют его возрасту.
    • Проверьте настройки конфиденциальности в играх и приложениях, которые использует ваш ребенок.
    • Используйте функции родительского контроля.
    • Обращайте внимание на настроение и поведение ребенка. Смена привычек может свидетельствовать о том, что он попал в неприятную ситуацию.
    • Обеспечьте безопасность персональной информации своей семьи. Следите за тем, чтобы ребенок не размещал в Интернете информацию о себе и своей семье.

    Почему это важно: факты и статистика

    • 47% детей скрывают от родителей, чем они занимаются в Интернете (по данным Лаборатории Касперского)
    • 10% детей указывают номер своего мобильного (по данным Лаборатории Касперского)
    • 50% детей указывают в Интернете свой настоящий возраст или делятся своими настоящими фотографиями (по данным Лаборатории Касперского)
    • 9% детей оставляют геолокацию (по данным Лаборатории Касперского)

    Памятки родителям и обучающимся

    Педагогам

    Понятие информационной безопасности

    Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.

    На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

    • доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
    • целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
    • конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

    Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.

    Основные угрозы информационной безопасности

    Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

    • Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);
    • Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;
    • Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;
    • Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.

    Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:

    • аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
    • отказы и сбои аппаратуры;
    • ошибки в программном обеспечении;
    • ошибки в работе персонала;
    • помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.

    Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:

    • недовольством служащего своей карьерой;
    • взяткой;
    • любопытством;
    • конкурентной борьбой;
    • стремлением самоутвердиться любой ценой.

    Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:

    • квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
    • нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
    • нарушителю известна информация о принципах работы системы;
    • нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.

    Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.

    Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:

    Через человека:

    • хищение носителей информации;
    • чтение информации с экрана или клавиатуры;
    • чтение информации из распечатки.

    Через программу:

    • перехват паролей;
    • дешифровка зашифрованной информации;
    • копирование информации с носителя.

    Через аппаратуру:

    • подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
    • перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.

    Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.

    Советы по безопасности:

    • Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
    • Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
    • Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
    • Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
    • Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
    • Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
    • Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
    • В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
    • Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.

      Интернет-ресурсы для педагогических работников

    Методические и справочные материалы

    Локальные нормативные акты

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике