Ежегодно во всех образовательных организациях проводится всероссийское тестирование социально-значимых характеристик личности современных школьников и студентов. Тестированию подлежат обучающиеся всех без исключения общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, а также образовательных организаций высшего образования. Социально-психологическое тестирование обучающихся проводится в соответствии с пунктом 15.1 части 3 статьи 28 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, Порядком проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, утвержденным Приказом Минпросвещения России №59 от 20 февраля 2020 г. «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях», Федеральным законом N 120-ФЗ от 07.06.2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».
Тестирование проводится с помощью методического комплекса по выделению вероятностных предиктов возможного вовлечения школьников в потребление наркотических веществ, подготовленным научным коллективом Психологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Данная методика представляет собой набор психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к проявлению отдельных форм отклоняющегося поведения, в том числе к употреблению психоактивных веществ.
Тестирование направлено на выявление склонности подростков к вовлечению в употребление психоактивных веществ. Методика предназначена для выявления скрытой и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к зависимому поведению. При тестировании осуществляется оценка вероятности вовлечения в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты. Полученные результаты СПТ носят прогностический, вероятностный характер. Методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости. В обобщенном виде они будут использованы при планировании (корректировки) профилактической работы в образовательной организации, где учится ребенок.
Социально-психологическое тестирование является добровольным, а информация, полученная в результате тестирования - конфиденциальной.
Что конкретно измеряет данный методический комплекс?
Комплекс методик состоит из 2 блоков, которые выявляют:
1) некоторые личностные характеристики, связанные с потенциальным рискованным поведением;
2) особенности стратегий при решении жизненных проблем;
3) особенности отношений с родителями или другими близкими людьми.
Первый блок тестов позволяет получить ответы на следующие вопросы:
- Насколько школьник склонен к антисоциальному поведению?
- Насколько он сам способен управлять своим поведением?
- Насколько он может контролировать свои эмоции?
- Склонен ли школьник к каким-либо зависимостям?
- Склонен ли школьник к рискованному поведению?
- Насколько он любит новые ощущения, и готов ли он их активно искать?
- Как школьник справляется с трудными жизненными ситуациями?
- Насколько школьник стремится решать возникающие проблемы?
- Пытается ли он делать это самостоятельно или ищет поддержки у окружения?
- Решает ли он проблемы и стремится к их избеганию?
Второй блок характеризует отношения с «мамой или другим близким человеком (если ребенок не живет с матерью или матери нет)» с точки зрения того, насколько, по мнению школьника, близкий человек способен:
- принимать его таким, какой он есть;
- сопереживать и сочувствовать ему;
- быть склонным к сотрудничеству или, напротив, к конфронтации.
Помимо этого, тест в целом дает понять, насколько между матерью и ребенком присутствует взаимопонимание.
Тревожные тенденции подросткового сообщества
За короткий промежуток времени, подростковое сообщество пережило по меньшей мере три тревожные тенденции.
Первая – синтетические наркотики. Не смотря на все предпринимаемые правительством меры с каждым годом синтетические наркотики становятся всё более и более смертоносными, и одновременно скрытыми.
Вторая – подростковый суицид. Огромный медийный эффект имела тема так называемых групп смерти. Это паблики ВКонтакте, в которых подростки следовали за своими кураторами, что в процессе этой игры приводило их самоповреждению, либо даже к совершению суицида. Этот факт показал, что современные подростки имеют интерес к теме суицида. Этот феномен диагностировал суицидальную наклонность у многих подростков. Мы видим очень большой интерес у подростков к этой теме. Детям не так-то уж интересно жить. Они не чувствуют себя устойчиво в этом мире. Они не находят себя среди социальных возможностей.
Третья – подростковая делинквентность (антиобщественное противоправное поведение). Новостей по теме подростковой преступности очень много. Есть проблема, имеющая не такие драматические и резонансные эффекты– школьная травля (буллинг). Как правило асоциально настроенная молодежь просто преследует, прессует, избивает тех, кто по уличным законам жить не умеет.